АВТОСТОП


практическое руководство



г. Челябинск, 2003






   Мякишев А.В.Автостоп: Практическое руководство. – Челябинск,  2003. - 51 c.


            В книге описаны основные правила автостопа. Даны знания по безопасности передвижения и местам возможных ночевок. Разъяснены также способы бесплатного проезда в электричках, поездах, рейсовых междугородних автобусах и городском маршрутном транспорте. Книга отличается краткостью и высокой информативностью, а также последовательностью изложения и обещает быть познавательной для всех и крайне желательной для новичков.   



Автор: Мякишев А.В.

Оформление: Мякишев А.В.

Набор и верстка: Мякишев А.В.

                  




Контакты: ZardoZ@km.ru






ВВЕДЕНИЕ.


Автостоп – передвижение на попутном транспорте преимущественно без использования денег. Сложно?.. Вовсе нет. Автостоп – элементарнейшая вещь, которая доступна каждому.

Понятно, что остановится машина или нет – это всегда случайность в той или иной степени. Всё очень усреднено (средняя скорость - 60 км/ч, расстояние за световой день – 400-600 км), но с увеличением дальности естественно средние величины начинают приближаться к истинному значению и можно более точно рассчитать время дальней поездки (это мы знаем еще из теории вероятностей). Поэтому автостоп – это еще и проверка вашего везения, умения общаться с людьми, вести переговоры и способности увеличить вероятность остановки.

В этом плане пригодиться знание психологии, хотя достаточно просто поставить себя на место водителя (проводника, кондуктора и др.) в текущих условиях и с его точки зрения подумать: «А что бы вы хотели услышать? Что бы было для вас хорошим стимулом?»


Ø                 Зачем же люди ездят автостопом?

Ведь куда проще купить билет на автобус, поезд или электричку и не мучить себя излишними проблемами?!.. Можно по-разному ответить на этот вопрос. Например, вам просто необходимо поздравить друга с Аркаима с Днем Рождения, или вы собрались на Ильменский фестиваль, или вам  очень хочется побывать в Верхнеуральске, а денег в кармане совсем мало, или автобусы не ходят, или ходят, но совсем редко, или это слишком дорого. В таких случаях люди и выходят на трассу. Так очень часто поступают жители деревень и отдаленных районов.

Принимая помощь от других людей, научитесь благодарить их, и при случае так же бескорыстно помогайте другим. Не злитесь на тех людей, кто проезжает мимо вас (не останавливается, просит деньги за проезд…), подумайте, не поступили бы вы точно также на их месте? Помните, что никто не обязан вам помогать и подвозить, ведь автостоп существует лишь благодаря доброте и бескорыстию людей.

Автостоп открывает перед вами удивительные возможности – познать окружающий мир, людей и, что самое главное, самого себя и того человека, который будет с вами рядом.


Ø                 Литература по автостопу.

В настоящее время ежегодно выходит множество разнообразной литературы по автостопу. В таких книгах содержится информация о путешествиях разных людей по нашей и другим странам, определенным городам, о различных автостопных экспедициях. Эти книги бывают интересны для чтения, так как в них описаны люди, города, дороги такими, какими они являются на самом деле, какими они предстают перед непредвзятым взглядом простого автостопщика.

Особенно полезно читать автостопную литературу начинающим путешественникам - чтобы получить знания о дороге, о различных областях и городах, научиться вести себя в сложных ситуациях и жить, полагаясь только на себя,  да доброту окружающих людей…

 Известные автостопщики нашей страны:

ü      Алексей Воров (Петербургская Лига Автостопа) - разрабатывает методы скоростного передвижения по дорогам и устраивает автостопные гонки;

ü      Валерий Шанин – обучает путешествиям автостопом по США и Европе (хитч-хайкингу);

ü      Антон Кротов (Академия Вольных путешествий) – специалист по путешествиям в России, странах СНГ, Африке  и Азии. Также занимается сбором и распространением информации, полезной при самостоятельных путешествиях (расписания транспорта, особенности трасс, районов и путешествия по ним, достопримечательности и возможные вписки в разных городах). «Энциклопедия вольных путешествий», изданная АВП, является самым полным на настоящее время сборником вышеуказанной информации и бывает полезна в дороге (хотя туже информацию вы можете узнать у местных жителей, естественно затратив на это свое время). 

 

Ø                 Какова же цель данного руководства?

Все очень просто – написать такое методическое пособие, которое бы по порядку, от самого выхода из дому и до прибытия на вписку расписывало все действия и содержало как можно больше конкретной информации и как можно меньше «воды», а также учитывала безопасность передвижения, чего нет практически ни в одном другом руководстве. Именно поэтому здесь не будет приведено никаких примеров из жизни, хотя все здесь описанное было лично мной проверено и следует из практического опыта.







ГЛАВА I

Собираемся в дорогу


Итак, плюнув на все доводы друзей и родственников, типа: «Кто же тебя возьмет?» или «Кто же тебя повезет без денег?», сообщив им примерный маршрут поездки, собираемся в дорогу.


Ø                 Конкретно, что брать?

Все зависит от времени года, от расстояния, от наличия вписки (т.е. места, где вы можете переночевать) по дороге. Приведу здесь список вещей, подходящий для длительного путешествия (неделя и более). В остальном можете импровизировать, так как абсолютно незаменимых вещей нет, кроме головы. :-)

Итак:

1) документы (паспорт, страховой полис, студенческий билет*), которые лучше держать при себе, так как даже если вы потеряйте свои вещи или их украдут, документы останутся при вас. Рекомендуется заворачивать документы в пакет или файл, чтобы они не промокли и не испачкались.

2) аптечка (йод, бинт, стерильные салфетки, жгут, пластырь, вата, анальгетики (темпалгин, анальгин), жаропонижающие (аспирин, пенталгин), активированный уголь, от желудка (ношпа, мезим, фестал), от диареи, а также по индивидуальным болезням (валидол, от давления, супрастин и т.п.)), капли от насморка (нафтизин и т.п.), таблетки или пастилки от горла. В зависимости от окружающих  условий пути можно взять средства от комаров и клещей, жирный крем для защиты кожи от обветривания и обгорания на солнце. Неплохо запастись в дорогу витаминами, повышающими защитные свойства организма (например, витамин С в пакетиках по 2,5г. - растворенный в воде с сахаром, он хорошо помогает при первых признаках простуды).

 3) Туалетная бумага, мыло, шампунь (можно в одноразовых пакетиках, а можно и мылом голову помыть), зубная щетка, паста, полотенце, предметы индивидуальной гигиены.

4) Посуда (кружка, ложка, нож, котелок или большая кружка (миска)).

5) Одежда (по времени года):

а) лето: бейсболка (кепка, панама, шляпа), плащ от дождя (удобен китайский полиэтиленовый плащ), штаны (на себе), запасные штаны (для утепления и для сна), 2 пары носков (+ теплые шерстяные для сна, если у вас нет хорошего спальника), обувь (прочная и удобная), теплый свитер или толстовка, шапка (чтобы не продувало в открытых кузовах машин и в холодные ночи), футболка, рубашка, куртка на себе, запасное белье, можно шорты и плавки (купальник), носовые платки.

б) зима (не лучшее время для стопа на дальнее расстояние): в основном все на себе (главное, чтобы не белого цвета, чтобы не сливаться с окружающей средой); запасные варежки (перчатки), шерстяные носки, теплая обувь, шарф, теплая шапка, не продуваемая ветром, желательно, чтоб на куртке был теплый капюшон, парочка штанов на себе, теплый свитер… и голову не забудьте надеть, может, передумайте :-)))

6) Снаряжение: рюкзак (куда вы все положите), палатка, пенка, спальник, катафоты (можно прицепить на рюкзак и ставить его перед собой во время стопа. Можно на нем также написать отражающей белой краской «AUTO STOP» и номер вашего региона, чтоб отсеять водителей, которые целенаправленно хотят получить деньги, и чтобы вас лучше было заметно на трассе). Не забудьте спички или зажигалки (желательно завернуть в полиэтилен, чтобы не промокли при дожде), тетрадь, ручку, карандаш, пригодятся и веревка, проволока и иголка с нитками.    

7) Карты автодорог, городов, областей по дороге (Наиболее подробные - омского издательства).

8) «Энциклопедия вольных путешествий» от АВП. Эта книга может быть очень полезна в дороге, но при желании вполне можно обойтись и без неё. Кругом есть люди, расписания, справочные, в которых легко получить ту же самую информацию. Конечно, на это придется затратить время, но, как говорится, «язык и до _______ (подставить нужный город) доведет». :-)

9) Неплохо взять с собой хотя бы немного еды (хлеб, воду, овощи (огурцы, лук, морковь…), какую-нибудь крупу, консервы, немного конфет, сахара, заварки). Все это может очень пригодиться, если вы где-то застрянете или просто проголодаетесь.

10) Пригодятся в дороге и деньги (на еду, на проезд в городском транспорте, на мелкие хозяйственные расходы). В принципе, в дороге их можно зарабатывать (играть на гитаре в электричках и на улице, продавать книги (например, по автостопу), подрабатывать разнорабочим). Но если  денег всё-таки нет, то можно обойтись и без них – пропасть с голоду  и  холоду  хорошему  человеку  никто  и нигде не даст) :-)**



Ø                 Что можно сказать о внешнем виде?

1) Вы должны быть заметны на трассе. Можно надеть яркий комбинезон, но не обязательно. Можно наклеить светоотображающие полоски на рюкзак и ставить его перед собой. Главное - не сливаться с окружающим пейзажем. Импровизируйте!

2) Вы не должны вызывать у водителя чувства угрозы или корыстных интересов. Одевайтесь не богато,  но  и  не  как  бомж.  Выглядеть  нужно  безобидно, добродушно, чтоб водителю просто захотелось вас подвезти, помочь (но не выглядеть жалко и просяще). Девушкам не стоит использовать косметику и надевать вызывающую одежду, лучше не выглядеть красиво, а быть одетой нейтрально (не надевать одежду, подчеркивающую форму тела). Девушкам вообще не желательно ездить автостопом в одиночку, следует учесть главу «Безопасность» и оценить свои силы.

3) Никакой музыкальной или другой атрибутики. Это может помочь лишь при поиске вписки на тусовках. Поэтому все футболки, банданы, феньки и т.п. лучше убрать.

4) Длинные волосы у парней тоже часто вызывают негативную реакцию, особенно в городах в среде молодежи. Поэтому все же их желательно спрятать (например, забрать в хвост, засунуть под куртку и надеть сверху бейсболку задом наперед).

5) Можно взять с собой в дорогу гитару, с ней лучше берут. Но в большинстве случаев она только мешает, да и в любом городе на тусовке ее можно найти.

6)  Вообще,  не стоит самим лезть на рожон в чужом городе, вызывающе выглядеть и говорить. Следует избегать агрессивно настроенной молодежи на улицах, особенно вечером – старайтесь до этого времени найти безопасное место для ночевки. Прячьте большую часть денег подальше (если они у вас есть), а в карманах на виду оставляйте мелочь («Все, что имеется на хлеб на ближайшие 400 км»). Если ее из вас будут вытряхивать, без особого сопротивления отдайте, но так, чтобы гопники поняли, что у вас больше ничего нет. Не показывайте своего страха, ведите себя просто и приветливо. Постарайтесь заинтересовать своей личностью агрессивную молодежь (гопников). Если вы умеете играть на гитаре, выучите несколько самых известных и любимых ими песен (в основном, это шансон (М. Круг и д.р.), авторская песня (Ободзинский, Высоцкий) или, в крайнем случае, В. Цой). Возможно, вам даже предложат вписку или еду с выпивкой - оцените компанию, если она вас устраивает, то посидите немного с ними, а потом ненавязчиво постарайтесь покинуть их, сославшись на усталость, на дальний путь завтра. Подарите им книжку по автостопу.







ГЛАВА II

Стопим и едем


Вот так значит, собрались в дорогу и вышли из дому. Определяем, на какую трассу надо попасть и заранее узнаем, на чем туда можно доехать (обычно есть городской транспорт, идущий за посты ГАИ за городом или проходящий рядом). Лучше всего начинать стопить за городом (шансов на бесплатный проезд в городе очень немного, особенно днем).

Вот вы уже и на нужной трассе. Выбираем место для стопа. Встаньте на место водителя и, учтя знаки, подумайте, где бы вам было легко остановиться, не создав помехи для движения другим и не нарушив правила. Так же нужно, чтобы вас было хорошо видно, и, желательно, чтобы скорость у машины была не очень большой (часто водитель и рад бы вас взять, да уже разогнался, и тормозить сложно и не охота).



Ø                 Места для стопа:

1)      Сразу после поста ГАИ.

2)      После заправок, закусочных (кстати, на них можно лично договориться с водителями о проезде).

3)      После поворотов, на небольшом расстоянии.

4)      После любых помех (но не до них и не на них), на которых водитель снижает скорость.

5)      Просто на ровной трассе, но так, чтоб вас было видно издалека (учтите, что на горке и на спуске останавливаться сложней, так что стопьте на вершине).


Ø                 Время для стопа:

Когда же нужно появляться на трассе? Этот аспект также повышает вероятность уехать быстрее. Подумайте, когда люди выезжают из города? Естественно, в будние дни часов с 600 на работу и часов с 1700 домой. Логично появиться на трассе в это время при максимальном потоке машин (волна).

Время (рамки расплывчаты):

1)      с 600 до 1000

2)      с 1700 до 1900

3)      с 1800 до 2100 (запоздавшие водители и дальнобои идущие на ночлег - небольшая волна, нагоняющая обычно недалеко от пункта назначения).

Естественно, рамки не четкие и имеют небольшие отклонения, особенно в выходные дни и праздники.


Ø   Скорость на трассе.

Естественно, точно предсказать, за сколько часов вы проедете нужное расстояние, невозможно. Все зависит от оживленности дороги, времени суток, погоды, вашего внешнего вида и настроения, вашей везучести, наконец. Ориентироваться тут можно на время, за которое проезжает данный путь автобус. Оно является стандартным. В принципе, во время утренней или вечерней  волны вполне реально добраться до места раза в два быстрее автобуса, а ночью можно и вообще не добраться. Точнее всего время прибытия в конечный пункт можно рассчитать при езде на большие расстояния (1000 км и больше).

Итак, время и место выбрано. Встаем лицом к потоку машин на обочине. Ставим рюкзак перед собой или рядом с собой и поднимаем руку. Как поднимать руку? Обычно немного ниже уровня плеча, ладонью к водителю, пальцы сложены, рука чуть согнута в локте. Если же поднять руку на уровень пояса и ладонью к земле, то это часто символизирует оплату, как бы приказ: «остановись, заплачу!». Стопить можно и персонально, то есть, поднимая руку определенному водителю, а можно и просто, подняв руку и стопя все подряд. Результат часто один и тот же, в персональном же варианте вы пропускайте много шансов (может, вам и повезет, а может, и нет). Лицо должно быть спокойное и открытое, смотрите в глаза подъезжающему водителю.

Обычно водитель жестами сигнализирует, если не может взять. Например, машет рукой влево или вправо – поворачивает, разводит руками, показывая на людей или кузов – перегружен, показывает жест «выпить» - спрашивает на бутылку денег, если на фуре надпись «ПУСТОЙ» – редко берет пассажиров, так как пустой, а, следовательно, везет выручку и боится останавливаться, хотя и его можно стопить. Водителю желательно отвечать на эти жесты. Например, опустить руку и понимающе покивать головой. Или согласиться, например, с поворотом: помахать рукой и энергично покивать головой, шагнуть навстречу. Главное -  успеть среагировать на знаки водителей и не стоять как столб.

На трассе все случайно, доверяйте своей интуиции. Если машина вам не нравиться, то лучше ее не останавливать. Если она все же остановилась, можно спросить у водителя направление и, если ехать с ним вы не хотите, то можно сказать, что ждете друга, который должен подъехать на машине, которая отстала и, что вы здесь встречайтесь. Девушкам, путешествующим в одиночку, не советуется садиться в машины, которые остановились сами – это опасно, так как их водители вполне могут иметь корыстные интересы.

Что ж, машина остановилась, и водитель вам понравился. Открываем дверь и спрашиваем водителя, подвезет ли он вас куда вам нужно или хотя бы до поворота. Моя фраза: «Здравствуйте. Подбросите сколько по дороге в строну N?» Далее водитель говорит, подвезёт или нет. Если «да», то следует сразу предупредить, что денег у вас нет, или есть, но мало – только на хлеб. Обычно водитель отвечает, что едет туда-то. Тогда вы говорите, чтобы подвез хотя бы до поворота, сколько по дороге. И, если водитель соглашается, садитесь и едете…

Если «нет», можно сказать ему,  кто вы такие, куда, откуда и сколько дней уже едете – заинтересовать его собой (срабатывает, но редко, т.к. если вам сразу сказали «нет», то скорее всего попросят закрыть дверь и слушать не будут) . Если всё же водитель не берет вас или едет в другую сторону, извинитесь и пожелайте ему счастливого пути.

 

Выражение лица при поездке в машине должно быть, как и на трассе, приветливое и открытое, голос простой, но не просящий милостыню. Улыбайтесь! :-) Настроение у вас ни смотря ни на что должно быть хорошее, чтобы им заразился  и водитель. В принципе, все эти вещи можно вывести, поставив себя на место водителя и подумав, кого бы вам хотелось подвезти. Как говорится, встречают по одежке – провожают по уму. То есть вначале водитель вас видит на трассе, останавливается, а затем, при разговоре с вами, составляет свое мнение до конца и решает, везти вас или нет.

От вашего умения общаться зависит, какое впечатление останется у водителя от поездки с вами, захочет ли он в другой раз подвозить вас и других автостопщиков.

Кстати, очень охотно водители подвозят по­слушников церквей и паломников, и для этого не нужно никакой особой атрибутики (разве что на­тельный крестик), просто будьте доброжелательны и открыты.



Ø   О чем же говорить с водителем?

Нужно учесть его настроение, может быть он вообще не расположен с вами общаться (слушает музыку и т.п.). Пусть заговорит первым. Ответьте на его вопросы. Расскажите, куда едете, зачем: что, мол, денег нет, а мир посмотреть хочется; где учи­тесь, где живете и т.п. Расположите водителя к себе. Прислушивайтесь к его отношению к вашим словам – что-то он может поддерживать, а что-то – нет. Старайтесь развивать те темы, которые ему приятны, или просто рассказывайте ему о своих путешествиях. Если вы с водителем не сходитесь во мнениях, не стоит спорить, уважайте его точку зрения.

Водителя можно спросить, откуда он сам, давно ли работает, куда едет, где уже был. Так, плавно заставьте говорить его самого, пусть сам рассказывает, а вы поддерживайте разговор, периодически вставляя вопросы и удивляясь, или иным образом выражая свою заинтересованность в разговоре. Водитель будет рад, что нашел интересного собеседника, а вы, если захотите, узнаете массу интересной и полезной для вас информации (например, грузовой поток на разных трассах, степень их опасности, особенности областей и людей там, достопримечательности и вписки в разных городах и многое-многое другое)… Желательно с водителем больше соглашаться. Приводить параллели из своей жизни и т.д. Если разговор зачах, то не стоит его возобновлять до тех пор, пока этого не сделает сам водитель.

Если вы сидите на заднем сиденье, лучше разговаривать с пассажиром, чтобы не отвлекать водителя от дороги.

 

Доехав до места высадки, поблагодарите водителя, пожелайте удачно добраться и попрощайтесь. Если у него останется хорошее впечатление о вас, то в следующий раз, когда он вас увидит, обязательно остановится.


Ø   Особенности некоторых машин.

Понятно, что, стоя на трассе, стопить можно и нужно любой понравившийся движущийся транспорт. Только желательно учитывать количество человек, которое помещается в машину, и сколько внутри уже занято мест. К сведению: в «Газеле»,  «Бычке», «Камазе», «Газе», «Зиле», «Урале» - 3 места (с водителем), в «МАЗе»» и большинстве импортных фур – одно пассажирское место (конечно, вас могут посадить и на спальное место). Можно попросится в кузов грузовика, но лучше это делать на деревенских и подобных дорогах, где редко можно встретить ГАИ, так как проезд в специально не оборудованном кузове запрещен. Очень редко останавливаются казахстанские фуры – им запрещено брать пассажиров (да и боязно), но все равно стоит попытаться их застопить. Не стоит останавливать разве что междугородние маршрутные такси, так как они возят исключительно за деньги. А вот рейсовые автобусы стопить можно.



Ø   Проезд в рейсовых автобусах.

Учтите, что рейсовые автобусы на трассе часто проверяются контролем, и деньги за безбилетников берут с водителя (кому охота за вас платить?).

Итак, остановив рейсовый автобус, сразу же заходим в открывшуюся дверь. Просим водителя: «Здравствуйте. Возьмете с собой до N. Или хотя бы сколько можете - провезите по трассе. Мы путешественники и денег у нас не осталось». Если водитель отказывается или просит денег за билет, то лучше извиниться, выйти  и не задерживать автобус.

Когда же лучше стопить рейсовый автобус? А когда нет контроля на трассе? Вот тогда и самая большая вероятность уехать бесплатно. Почти сто процентная гарантия, что вас возьмет последний автобус вечером. Его можно застопить и на трассе, но желательней стоять и стопить на остановочном пункте. Зайти и попросить: «Здравствуйте. Возьмете с собой до N?!… Только денег совсем не осталось… Мы путешественники, застряли на трассе…»  Этот вариант очень удобен, так как ночью машины останавливаются намного хуже чем днем, да и поток их ослабевает, а на некоторых  дорогах движение и совсем прекращается… Если водитель вас берет, то поблагодарите его и пройдите в салон. Найдите свободное место, если его нет, то в некоторых «Икарусах» сзади есть что-то вроде скамейки у заднего выхода, сядьте на ней. Если водитель не возражает, можно встать в проходе рядом с ним  или сесть на кресло, которое открывается у передней двери.

При выходе не забудьте еще раз поблагодарить водителя***.



Ø   Проезд в городском транспорте.

Вы в городе и вам нужно пробраться на другой его конец. Можно, конечно, идти пешком или попытаться проехать автостопом, что мало эффективно, так как в больших городах оплата подразумевается, но лучше попытаться договориться с кондуктором.

Итак, вы зашли в автобус (трамвай, троллейбус). Лучше, если народу не много, сразу подойти к кондуктору. Что можно сказать?

1)     Что вы едите из далека и, что денег нет, а проехать очень нужно… Хотя бы несколько остановочек. Опишите обстановку, что вам нужно на трассу и т.д..

2)     Скажите, что у вас очень мало денег, а вам еще ехать на другом транспорте и в другой город (область, страну)…

Пример. «Здравствуйте, извините, можно с вами доехать до ………….. (название остановки, либо спросить «мы с вами доедем до трассы туда-то»). Только у нас денег не осталось. Мы просто сами из N едем, только приехали и денег еще не заработали (либо «нам срочно нужно выбраться из города, уже поздно, а нам еще до N ехать»). Мы путешественники из N2».

Если людей много, то кондуктор обычно спешит, и сразу либо согласится, либо попросит выйти. При большом количестве людей вас могут просто не заметить или долго не подходить.

Если кондуктор не разрешает ехать, то не стоит с ним спорить, а лучше извиниться и выйти.



Ø   Автостоп в паре.

Автостопом можно ездить в одиночку и в паре (что более желательно для девушек). Лучше берут парня с девушкой или двух девушек, чем двух парней. Вдвоем еще и безопаснее, да и веселее в пути.

Обычно один человек – ведущий (более опытный и коммуникабельный), другой – ведомый. Ведущий обо всем договаривается выше описанными методами и разговаривает с водителями и контролерами, а ведомый молчит или периодически вставляется в разговор, а так же подчиняется решениям ведущего.

При путешествиях в паре не должно быть разногласий. Главное - сплоченность. Через расстояние можно поменяться ролями, например, если один устал и хочет спать (да, кстати, хоть один из пары всегда должен бодрствовать, а если ездишь один, то один и бодрствуешь - так безопасней, и есть возможность следить за дорогой, а то вдруг водитель забудет остановиться на повороте или уснет).








ГЛАВА III.

Электрички и поезда


Проезд по автомобильным дорогам является обычно быстрейшим методом. Но в отдаленных регионах, где движение слабое, и дороги иногда пустуют днями, проезд на поездах и электричках выдвигается на первый план. Пересаживаясь с электрички на электричку, можно вполне реально достигнуть тех же самых мест, что и простым стопом. Кроме того, электрички, пассажирские и грузовые поезда ходят даже в те районы, где в принципе не существуют автодорог (Сибирь, болотистая и горная местности, Дальний Север). Точнее говоря, дорога есть всегда, только в одних случаях, это автотрасса или ж/д, в других – авиа- или морской путь, а в третьих – для достижения вашей цели вам хватит ног или  просто воображения…

Что ж, ближе к делу. Опять же основное правило – ставить себя на место человека, с которым договариваешься, и думать, как нужно преподнести ему информацию о себе и свою просьбу, чтобы он вам помог.

 

Ø   Проезд в электричках.

Вы на вокзале. Нашли нужную вам электричку, а перед ней стоит контроль. Способы:

1)      Ищем контроллера, который, как вам кажется, наиболее сговорчив. Пытаемся договориться с ним о бесплатном проходе. Придумайте что-нибудь.

2)      Если первый способ не прошел, то идем в кассу или в последний вагон (где обычно продают билеты) и берем самый дешевый билет. Всё -  мы  внутри.

3)      Еще можно открыть двери с обратной стороны вагона, если на них еще не подали давление.

Хорошо, полдела сделано – мы едем до станции указанной в билете. Как быть дальше?

Желательно за это время оказаться за спинами контроля. Так вы на некоторое время застрахуйтесь от его появления.



Ø   Способы преодоления контроля внутри:

1) Как всегда можно попытаться договориться.

2) Определите, где находится контроль. Допустим, он идет с хвоста (иногда и с двух сторон, но это редко и действовать можно также), тогда мы стоим в тамбуре  (во втором, по ходу движения контроля). Смотрим, как только контролеры заходят в этот вагон, перемещаемся в следующий вагон в тамбур впереди. Так двигаемся в сторону головы поезда до первой большой станции, где поезд стоит подольше. Выходим и быстро перебегаем вагон с контролем и залезаем в этот же состав, но уже за спинами контролеров. Когда контроль идет в обратную сторону, действуйте также, только двигайтесь в сторону хвоста.

3) Можно спрятаться в туалете, повесив табличку: «ТУАЛЕТ НЕ РАБОТАЕТ». Идеально срабатывает перед приходом контроля.

4) Торговцев обычно контроль не трогает. Можно достать какую-нибудь книгу и пройти навстречу контролю, крича: «Покупаем книги!» и т.п.

5) Попроситься в кабину машиниста, объяснив ему свою ситуацию.****



Ø   Проезд в поездах.

            Пассажирские:

            1) Договоритесь с начальником поезда.

            2) Если нет, то с машинистом (в кабине справа).

            3) Если нет, то с проводником.

            4) Попроситесь в вагон-ресторан к повару. 

            5) Езжайте столько, сколько сможете проходить по поезду.

Аргументируйте свою просьбу проехать помощью (помыть туалет, почистить картошку и т.д.), объясняйте каждому свою сущность.

            Грузовые:

            1) Договоритесь с машинистом.

            2) Если нет, то залезайте в любой открытый вагон или бич-вагон.

Заранее выясните, куда идет грузовой поезд, так как неизвестно, когда он начнет торможение. А то можете уехать, куда совсем и не требовалось. *****







ГЛАВА IV

Ищем вписку в чужом городе


            Что ж, добравшись до нужного города, нужно где-то переночевать, помыться, поесть и т.д. Где могут вписать? Всё зависит от времени суток. Желательно, конечно, быть в городе не ночью. Но и ночью можно найти вписку.


Ø   Где можно переночевать:

1)      Найти тусовку (пригодится футболка с атрибутикой), а на тусовке –  вписку.

2)      Заранее иметь список телефонов со вписками (можно заранее поспрашивать у друзей, родственников, людей, которые там были и вписывались).

3)      Найти монастырь. Договориться помочь по хозяйству, на кухне т.п. Там еще и покормят (пригодятся длинные волосы).

4)      Найти церковь. Попросить батюшку найти вписку, представившись путешественником или паломником (обычно отправляют к какой-нибудь бабушке).

5)      В деревне найти дом, в котором можно переночевать и помочь по хозяйству (нарубить дрова, принести воды и т.п.). То же самое можно сделать и в городе, но сложнее.

6)      Переночевать на вокзале, на посту ГАИ.

7)      Найти центр детского туризма.

8)      Попросится в будку железнодорожника, .

9)      В пригородах договориться с дачниками или сторожами в садах (с условием вашей бескорыстной помощи). Либо придти туда поздно, когда их уже нет, а уйти рано (как раз волна начинается в 600).

10)  Летом можно переночевать в стогу сена, на заброшенной ферме, в башне…

11)  И  многие-многие другие места…(Все ваши удобства в путешествии зависят только от вас)… :-)



Ø   Где можно достать еду?

1) Купить в магазине или в столовой (наверное, об этом вы и сами догадались  :-) ).

2) Взять с собой из дому или с вписки.

4)                 Попросить, чтобы вас угостили местные жители («У вас найдется немного хлеба/ крупы/ картошки/ лука/ овощей для путешественников?! Мы со Свердловска в Тамбов едем стопом третий день»). Просите те продукты, которых много в данный момент времени (картошку осенью, яблоки, помидоры, огурцы в июле-августе, арбузы-дыни, если они там растут). Я уверен, что вам не откажут.

5)                 Можно попроситься поработать к кому-нибудь в сад или огород за какую-то долю продуктов. Это более правильный вариант.

6)                 Если вы находитесь рядом с хорошей рекой или озером, найдите рыбаков, составьте им компанию – вам будет веселее и безопаснее ночью. Еще можно подружиться с отдыхающими на природе (особенно если вы играете на гитаре), они вас накормят.

7)                 Никогда  не  воруйте  продукты  и  другие вещи! :-(((. Если они вам очень нужны, вам их подарят или вы их заработаете.







ГЛАВА V

Ночуем на трассе


Вам не посчастливилось добраться до города и, решив не стопить ночью, вы собирайтесь ночевать на трассе. Для этого у вас должны быть (в лучшем случае) палатка, спальник и пенка. Если ничего из этого нет, то вспомните о том, не забыли ли вы взять с собой голову – единственный и самый незаменимый элемент в путешествии… Также существует немало книг, которые учат выживать в экстремальных ситуациях. Почитайте их на всякий случай.

Итак, у вас есть 3 выше указанных вещи (и/или  голова на плечах). Выбираем место.

1) Недалеко от поста ГАИ, но чтоб гаишники вас не видели, либо, договорившись с ними.

2) Подальше от населенного пункта, деревни, чтобы исключить нежелательный контакт с местным населением, и рядом с трассой, но так чтобы с трассы вас не было видно.

3) Рядом с источником воды.

Ваш костер также желательно сделать невидимым для посторонних глаз. В сельской местности молодежь часто бывает агрессивно настроена к чужеземцам.







ГЛАВА VI

Безопасность


Начиная путешествовать автостопом, вы должны помнить о том, что это далеко не безопасно. Ведь на трассе вы находитесь полностью в распоряжении водителей, а в чужих селах и городах – их жителей. Стоит учесть, что в деревнях и небольших городах не любят неместных (если вы, конечно, не взрослый или не в компании со взрослым).

Когда вы стоите на трассе или садитесь в машину, вам приходится рассчитывать только на самого себя, так как преимущество в любом случае не на вашей стороне. Намеренья водителя изначально неизвестны, хотя, скорее всего, он остановился, чтобы вас подвезти. Но все же стоит учитывать и тот небольшой процент, который остается.


Ø                 Что же можно порекомендовать в аспекте безопасности?

1) Если водитель вам не нравится, не садитесь к нему.

2) Если в машине двое сидят сзади, а пассажирское сиденье свободно (самый опасный вариант), то если люди в машине не внушают вам доверия, ехать с ними не стоит.

3) В машинах, в которых две двери (восьмерки, нивы, двенадцатые) на заднем сиденье вас легко удержать. В такие машины, при езде в паре лучше садить девушку на первое сиденье, а самому садиться назад, так как есть вероятность, что вы выйдите, а водитель резко сорвется с места и уедет с вашей парой. Вообще желательно следить, чтобы  сначала из салона выходила девушка, а затем парень.

4) Посмотрите, когда садитесь, как открываются двери изнутри, чтобы можно было быстро их открыть.

5) Для девушек нужно учесть, что при езде на дальние расстояния водители, долгое время находясь без женской компании, становятся чрезвычайно возбудимы и восприимчивы, а на этой почве могут возникнуть серьезные проблемы (даже легкий в шутку намек в разговоре или неосторожный жест могут быть  расценены водителем как ваше согласие на «более близкое знакомство»). Будьте аккуратны в разговоре, не делайте доступный, развязный вид, не касайтесь тем, которые могут вызвать нежелательную реакцию. Пресекайте любые намеки водителя. Расскажите что-нибудь отталкивающее. Вспомните его жену, умерших родственников, только аккуратно. Подумайте, что в нем может вызвать грусть. Если идут непристойные намеки, то тоже вскользь заметьте, почему вы не боитесь изнасилования, что, мол, вы чем-то болеете и вам уже плевать на все, а другим только хуже будет. Придумайте что-нибудь еще. И вообще не нужно ездить девушкам в одиночку, так как машина водителя – его территория, и он что захочет, то и сделает. Навряд ли у вас хватит сил ему помешать. Конечно, все зависит от морально-этических установок девушки.

5) Если вы едете в свой родной город, не стоит (особенно девушкам) говорить, что вы в нем живете – могут попросить адресок, телефончик и завалиться «в гости». В крайнем случае можно сказать, что вы  живете с хозяйкой – непрогрессивной бабушкой, которая панически боится пускать в дом гостей, или дать далекий от истины адрес. Можно сказать, что телефона нет. Но лучше не врать, а стараться увести разговор от этой темы или аккуратно намекнуть, что принципиально не оставляйте адресов. 

6) Выглядеть нужно небогато. Никаких украшений (сережек, цепочек, колец, браслетов), сотовых телефонов, пейджеров, плееров на виду. Лучше не использовать косметику. Выглядеть нужно скромно и не вызывающе, но, естественно, не отталкивающе. Девушкам не стоит надевать одежду, которая бы подчеркивала форму тела.

7) Не возите с собой ценных вещей.

8) Заранее предупреждайте водителя, что денег у вас нет. А едите в городах на то, что заработайте там.

9) Если водитель заводит неприятный и опасный для вас разговор, ни в коем случае не показывайте своего страха перед ним – ведите себя естественно, ненадуманно. Желательно аккуратно перевести разговор на другую тему и «заболтать» водителя. Найдите свой способ преодоления подобных ситуаций. Берегите себя!

10) Вообще постарайтесь подружиться с водителем. Если у вас что-то есть (жвачка, конфета, печенье, вода) предложите это ему.

11) Умейте защитить себя.

 

Ø                 Самозащита вне машины

На трассе вне машины шансов на победу у вас немного. Постарайтесь убежать. Учитывайте, что водитель далеко от машины не отойдет (если в машине нет других пассажиров). Перебегите на встречную полосу, не бегайте по дороге, если он будет гоняться за вами на машине. Спрячьтесь в лесу или еще где-то. Навряд ли за вами будут долго гоняться. Запомните машину. Если люди попались настырные, то, потерявшись от них, выйдите на трассу несколькими километрами раньше (но не позже). Следите, чтобы эта машина не появлялась снова.

  В случае неизбежности драки используйте машину, как естественное препятствие. Двери, внезапно открывшийся багажник, отломанная антенна могут доставить много неприятностей другим. Постарайтесь сделать так, чтобы за раз вы дрались только с одним. При первом же удобном случае бегите. Запомните номер, сообщите о нападение в милицию или ГАИ (ГИБДД).

На трассе вас легче убить и не оставлять свидетелей. Учитывайте это.

 

Ø                 Самозащита в машине

Что делать в случае, если вас не хотят высаживать там, где вы попросили и выказывают явно недоброжелательные намерения?

Оцените обстановку. Количество людей в салоне. Есть ли у вас союзники. Пытается ли кто-то устранить агрессию. Если нет, то начинайте действовать. Ваша задача - покинуть машину. Наиболее выгодно это сделать, если вы сидите рядом с открывающейся дверью и скорость у машины небольшая. Если вы резко откроете дверь на большой скорости, то есть вероятность, что водитель от неожиданности притормозит – выпрыгивайте в это время и уходите (по этому же поводу не стоит класть свои вещи в багажник или разбрасывать их по салону, или иметь с собой много сумок, большой рюкзак). Сам водитель навряд ли будет на вас нападать во время движения. На ходу это будут делать пассажиры (хотя уже говорилось, что лучше не садиться в машину, в которой есть люди, не внушающие вам доверия, а тем более сидящие за вашей спиной). Бой в машине должен закончиться, не успев начаться. Не дайте в себя попасть, уклонитесь и тут же ответьте ударом в горло, пальцем в глаз, локтем или рукой в пах, локтем в висок. Желательно иметь в кармане небольшой удлиненный предмет с острыми концами или перочинный нож, который нужно открыть в кармане. Ими можно наносить удары в любую область. Не дайте успеть воспользоваться оружием противнику. Если люди не внушают вам доверия, но вы уже едите с ними, то следите за их настроением и поведением. Не дайте им успеть навести на вас нож или пистолет. Отбейте руку на подлёте. Используйте свой рюкзак как защиту (для этого, если он не большой, лучше держать его на коленях). Если вы сидите сзади, что желательно, то:

- при нападении с переднего сиденья. Можно бить локтем в затылок, в лицо, костяшкой пальца в основание черепа, пальцем в глаза. Можно перегнуть руку через спинку сиденья. Попытаться свернуть шею, но в этом случае вас легко ударить водителю или другому пассажиру.

- при нападении соседа сбоку (или водителя, если вы на первом сиденье). Отгородитесь рюкзаком. Можно бить (с наибольшей эффективностью) в глаза, горло (пальцами или ребром ладони), в пах (локтем или рукой), в ярёмную впадину (двумя пальцами), локтем в нос, в висок, в солнечное сплетение.

Нейтрализовав противника(ов), приставьте нож к горлу водителя и прикажите остановиться, либо возьмите его в удушающий захват, либо накиньте удавку. Если водитель остановился, вы сидите рядом с ним, и он проявляет агрессию, то можно брызнуть из газового баллона и тут же выпрыгнуть из салона. Тревожным сигналом является, например, то, что он блокирует вашу дверь. Опять же не дайте успеть достать оружие –  опережайте.

Что еще можно порекомендовать в целях безопасности? Не стоит идти по пустынной трассе с подозрительным (не внушающим доверия) человеком, который к вам подошел. Не поддавайтесь на уговоры срезать кусок трассы, так как, мол, она делает поворот. Не давайте оказаться ему сзади вас, даже если он не выглядит опасным (большинство таких людей тоже стараются выглядеть безобидно). Обращайте внимание на татуировки, проявляйте особую внимательность при нахождении рядом с такими людьми. Вообще не ищите попутчиков на трассе в лице мужчин сомнительного вида (с татуировками, шрамами, порезами, синяками, пьяных), постарайтесь отстать от них, вдвоем вы все равно с трудом уедите. Объясните ему, что вы ездите один и не нуждайтесь в компании, так как специально уехали побыть с собой, или что вы болеете или инвалид, и не можете идти пешком -  любыми способами ненавязчиво отвязывайтесь от такой компании – она очень опасна и для вашего имущества, и для вашей намного более драгоценной жизни.

Нападать на вас будут, скорее всего, с целью ограбления, а на девушек - с целью изнасилования. Обычно подобные преступники действуют на небольшом расстоянии от населенных пунктов, ищут попутчиков у мест для стопа, предлагают пройтись вперед, так как там, мол, удобней стопить и т.п.

 И еще, не создавайте у водителя ощущения, что вы ему что-то должны и тогда ему будет не зачем требовать от вас что-либо силой.

Не думается, что эти знания вам придется часто использовать, так как все же большинство водителей  - порядочные люди и не имеют злых намерений, если вы их не спровоцируйте их на это. Однако нападения на трассе, как это не прискорбно, но все же иногда случаются.








ЗАКЛЮЧЕНИЕ


Вот, собственно, и все основы автостопа. Конечно, теперь вы можете сказать, что и сами бы додумались до этого. Не буду отрицать, действительно, но через несколько сотен километров, путем проб и ошибок. Самая главная же цель этого материала была избавить вас от ненужных ошибок и показать, что автостоп в наше время ничуть не умер, и ездить им легко и удобно; а также показать еще и то, что автостоп доступен каждому человеку. Конечно, нельзя забывать и о безопасности в пути – люди бывают разные, но, как говорится, можно и в квартире от газа задохнуться  :-). Будьте осторожны.

Что можно еще сказать в заключении? Автостоп – это практика и еще раз практика, умение находить общий язык с людьми, а также стиль жизни. Один, второй раз, съездив автостопом, вам уже не захочется трястись в том же «Икарусе» за деньги. Будьте общительны, открыты и люди ответят вам тем же. Не теряйтесь – всегда есть выход. Там, где есть люди и дороги – не пропадете! Удачи!

ZardoZ





* -  лучше предъявлять, так как если его заберут, то не так страшно, как потерять паспорт.

**  - это оптимальный набор на большое время. Но, собирая рюкзак, ориентируйтесь, прежде всего, на себя, на свои потребности и силы, т.к. без многого из приведенного списка вполне можно обойтись.

*** - можно также попробовать договориться проехать  за меньшую цену.

**** - учтите, что контроль имеет право высадить вас лишь на станции с вокзалом.

***** - бригады в поездах посменно меняются, и со следующей нужно будет договариваться заново.



Hosted by uCoz